ГКЗ РФ представляет собой укомплектованную на бумажных и электронных носителях информационную систему (ИС), содержащую исчерпывающую информацию о земельных наделах, находящихся во владении Российской Федерации, лежащих в рамках границ государства и территориально-административных образований.
Впервые необходимость ведения учета земли возникла и была признана законодательством СССР и союзных республик в 1968 году. С тех пор прошел ряд реформ и преобразований, а в 2000 году был издан отдельный закон №28 «О ГЗК». Сегодня ведется тщательный учет, оценка, опись и индивидуальная нумерация каждого отдельного участка земли, включая находящиеся на них объекты, здания, строения и недвижимость иного вида.
В ГКЗ содержится информация о местоположении участка, его параметрах, физических и технических характеристиках, оценочной стоимости, ограничениях в использовании, физических и юридических лицах, обладающих правами владения и пользования. Каждый участок пронумерован, и ему присвоен индивидуальный код, содержащий информацию о территориальном местоположении надела и привязанных к нему объектов недвижимости.
Помимо этого, ГЗК содержит сведения о целевом назначении и обоснованном правовом статусе, месторасположении, границах территорий и участков земли; ценности и качестве плодородных почв; прохождении границ владений, находящихся в юрисдикции того или иного местного органа самоуправления или администраций отдельных субъектов РФ.
Выделяют следующее целевое назначение ГКЗ:
- Охрана и правительственный контроль над использованием участков земли (УЗ).
- Землеустройство, оценка и проведение специальных мер для предотвращения деградации полезных слоев почвы.
- Учет и экономическая оценка земельных наделов для формирования налоговой базы и определения рыночной стоимости УЗ.
- Муниципальное и государственное управление землями.
- Регистрации прав владения на УЗ и недвижимость, расположенную на них.
- Остальная деятельность по пользованию, распоряжению и владению наделами земли.
Данные из ГКЗ постоянно уточняются, обновляются, так как часть из них претерпевает физические и правовые изменения (переходит из одного ведомства в другое).
Степень доскональности учета разных участков зависит от предполагаемого характера их применения. Наиболее тщательному контролю подлежат земельные наделы для использования в сельском хозяйстве, потому как охрана и культивирование земель – одна из составных задач рационального использования земельных фондов.
Согласно законодательным актам РФ, государственный кадастр имеет данные с ограниченным и открытым доступом. Но даже для получения открытых данных необходимо предоставить ряд документов (паспорт гражданина или номер государственной регистрации юридического лица (ИП), заявление с обоснованием необходимости получения подобных данных, квитанцию об оплате услуг по предоставлению информации).
Лишь после проверки правомерности запроса и достоверности предоставленных документов можно получить выписку для предоставления в отдельные инстанции или частного использования. Обычно на это уходит месяц. Благодаря укреплению положения информационных технологий часть данных можно получить, заполнив специальные формы на специализированных электронных ресурсах.
В Земельном кодексе РФ прописано во «владении» какого органа государственной власти находится каждый отдельный участок земли, а также описаны процедуры перевода земельных ресурсов из одного ведомства в другое.
Рассмотрим обзорно подведомственные категории ресурсов земли:
- земли, которые находятся во владении правительства РФ (федеральной собственности);
- земли, которыми распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ;
- земли, которыми распоряжаются органы местного самоуправления;
- земельные участки, принадлежащие гражданам РФ и юридическим лицам – частная собственность.